Для интенсивного увлажнения зерна выпускают два варианта машин типа А1-БШУ аналогичного устройства. Машину А1-БШУ-1 устанавливают в начале третьего этапа холодного кондиционирования над бункером и используют для увлажнения зерна перед I драной системой, а машину А1-БШУ-2 - для основного увлажнения в начале первого этапа холодного кондиционирования перед распределительными винтовыми конвейерами, направляющими зерно в бункеры для отволаживания.
Машина А1-БШУ-1 состоит из корпуса, бичевого ротора, привода, рамы, индикатора наличия зерна, системы управления подачей воды.
Корпус 3 с горизонтальными разъемами выполнен из нержавеющей стали. Обе половины соединены между собой болтами. С торцов корпус имеет стенки, к которым болтами прикреплены опоры рамы 16 для установки корпусов подшипников 9, 17. На корпусе 3 смонтированы приемный 12 и выпускной 15 патрубки. Корпус машины закрыт кожухом 6 из листовой стали толщиной 1 мм. Он так же, как и корпус, выполнен разъемным по горизонтали. Обе половины кожуха соединены между собой запорами 13. Для снижения уровня шума между корпусом и кожухом установлена поролоновая прокладка 2.
Основным рабочим органом машины является бичевой ротор, вращающийся в неподвижном цилиндрическом корпусе 3. Ротор состоит из вала 14, выполненного из пустотелой трубы диаметром 140 мм. В трубу с обоих концов вварены цапфы, а по образующей приварено 68 шпилек, к которым крепятся восемь продольных бичей 5 и два гонка 1. К бичам приварены гонки 4 в виде прямоугольных пластин (к каждому - по 21 гонку). Бичи и гонки сделаны из нержавеющей стали. Гонки выполняют функцию ударного и транспортирующего воздействия на зерновую массу.
Машина для интенсивного увлажнения А1-БШУ-1:
1,4- гонки; 2 - прокладка; 3 - корпус; 5 - бич; 6 - кожух; 7 - индикатор наличия зерна; 8 - панель управления; 9, 17 - корпуса подшипников; 10 - передача клиноременная; 11 - электродвигатель; 12 - патрубок; 13 - запор; 14 - вал; 15 - патрубок выпускной; 16 - рама; 1 - зерно; II - вода; III - электрический ток
Для обеспечения необходимого механического воздействия и дифференцированной скорости транспортирования зерна гонки на смежных бичах установлены (через один) под углом 60° к оси ротора, а на остальных четырех - под углом 70°. Зазор между гонками и корпусом составляет 16-18 мм. Цапфы ротора опираются на подшипниковые опоры качения с двухрядными сферическими шариковыми подшипниками.
Рама 76, сваренная из швеллеров, болтами прикреплена к перекрытию. На ней установлены корпуса подшипников 9, /7. На стойке рамы (со стороны приемного патрубка) на плите установлен электродвигатель. Привод машины осуществляется от электродвигателя 77 через клиноременную передачу 10. Натяжение ремней производится перемещением плиты с электродвигателем относительно рамы. Индикатор наличия зерна 7 не отличается по устройству и функциям, описанным выше. Он установлен над приемным патрубком 72.
Элементы управления подачей воды смонтированы на специальной панели 5, которая размещена на стене в непосредственной близости от увлажнительного аппарата. Функции этих элементов, их состав и конструкция не отличаются от аналогичных в аппарате А1-БУЗ.
А1-БШУ-1 отличается от машины А1-БШУ-2 меньшей длиной шнека.
Машина А1-БШУ-2 состоит из цилиндрического корпуса, бичевого ротора, привода и индикатора наличия зерна.
Машина А1-БШУ-2 для увлажнения зерна:
1 - вал; 2 - корпус; 3 - кожух; 4 - прокладка; 5,6- гонки; 7 - индикатор наличия зерна; 8, 21 - приемный и выпускной патрубки; 9 - панель; 10 - фильтр; 11 -электророзетка; 12 - ротаметр; 13 - игольчатый вентиль; 14 - спускной кран; 15 - электромагнитный вентиль; 16 - привод; 17, 22 - корпуса подшипников; 18-запор; 19- бич; 20 - шпилька; 1 - зерно; 11 - вода
Технологический процесс в машинах А1-БШУ. При поступлении зерна в индикатор отклоняется поворотная заслонка, и микровыключатель замыкает электрическую цепь электромагнитного вентиля, который открывает подачу воды по схеме, описанной выше.
Зерно и вода поступают через приемный патрубок 12 в рабочую зону машины. Здесь в кольцевом пространстве наряду с высокоскоростным ударным воздействием осуществляется транспортирование зерна в осевом направлении с различными скоростями. Наличие дифференцированного поля скоростей в стесненном пространстве обеспечивается различием углов наклона гонков на смежных бичах. В результате сочетания сложного ударного и фрикционного воздействий на поверхность зерна происходит интенсивная сорбция влаги за сравнительно короткое время обработки.
Технологическая эффективность, т. е. степень увлажнения зерна в этих машинах существенно зависит от частоты вращения ротора, количества бичей и гонков, а также от их расположения на роторе. Эти факторы одновременно влияют на производительность машин и степень повреждения зерна. При заложенных в конструкцию параметрах достигаются следующие результаты. А1-БШУ-1: при производительности 12,75 т/ч влажность зерна повышалась на 1% при начальной влажности 12-14%, натуре 824 г/л и стекловидности 50%; А1-БШУ-2: - при производительности 7,8 т/ч влажность зерна повышалась на 5% при начальной влажности зерна 11,2-12,4%, натуре 818-824 г/л и стекловидности 50%. Увеличения количества битых зерен практически не наблюдалось.
Для определения наличия зерна в машине служит специальный индикатор. Под действием потока падающего зерна заслонка 3 отклоняется от исходного положения и, преодолевая сопротивление пружины 5, замыкает подвижный электроконтакт микровыключателя 7. При этом электрический сигнал подается на электромагнитный вентиль, открывающий подачу воды. При прекращении поступления зерна в индикатор пружина возвращает заслонку, которая размыкает электроконтакт, в исходное положение. Электромагнитный вентиль обесточивается и прекращает подачу воды.
В настоящее время индикатор наличия зерна заменяют на датчики электронного типа.
Индикатор наличия зерна:
1 - мембрана; 2 - сигнализатор; 3 - заслонка; 4 - лоток; 5 - кронштейны; 6 — направляющая; 7 - микровыключатель; 8 - пружина